Главный духовный концерт посвященный 500 летию Реформации
- Организатор
- Евангелическо-Лютеранская община Кафедрального Собора святых Петра и Павла
- Адрес проведения
- г. Москва, Старосадский пер. д. 7/10
- Контактные данные
- Время проведения
-
28 сентября 2017 (19:00—20:00)
Описание
Феликс Мендельсон-Бартольди Симфония № 5 ре минор ор. 107 «Реформационная» Авторская версия для солистов, хора и оркестра «Хвалебная песнь» Симфония-кантата ор. 52 для солистов, хора и оркестра.
Collegium Musicum представляет большую симфоническую программу, в которую вошли две важнейшие партитуры XIX столетия, посвященные событиям Реформации: Симфония № 5 «Реформационная» и Симфония-кантата «Lobgesang» («Хвалебная песнь») Феликса Мендельсона. Вечер обещает стать кульминацией фестиваля и главным духовным концертом в российской программе празднования 500-летия Реформации.
«Реформационная» симфония создана Мендельсоном как музыкальный монумент и приношение Мартину Лютеру. Поводом для ее написания послужило 300-летие Аугсбургской декларации, принятой в 1530 году и одобренной Лютером как изложение исповедания веры лютеранской церкви. В финал симфонии Мендельсон включил один из главных гимнов лютеран — «Ein Feste Burg is unser Gott», текст и мелодия которого написаны Лютером. За сто лет до Мендельсона эту же тему использовал в «Реформационной» кантате Бах. В первой части звучит распев, известный как «дрезденское амен», хорошо известный прихожанам и в наши дни. Обе темы чрезвычайно торжественны и праздничны, благодаря им симфония обретает характер величественного ликования.
В музыкальной композиции Мендельсон следовал за своим кумиром Бетховеном, а точнее — его Девятой симфонии, которую Мендельсон слышал несколькими годами ранее. Так же, как знаменитая тема «Оды к радости», в финале «Реформационной» рождается тема гимна «Ein Feste Burg». Эта параллель позволила пойти дальше: в 2012 году в рамках программы «Музыка и Реформация», проходившей в преддверии 500-летия Реформации, немецкий композитор и церковный музыкант Торстен Штерцик сделал редакцию III и IV частей симфонии с участием солистов и хора. Как и в хорале Лютера, в тексте он использовал свободное переложение 46 Псалма. Его версия была издана крупнейшим европейским издательством Breitkopf & Härtel, в России она будет исполнена впервые.
Симфония № 2 Мендельсона имеет заголовок «Lobgesang» («Хвалебная песнь») и обозначение «симфония-кантата». Она была написана к празднованию в Лейпциге 400-летия изобретения Гутенбергом книгопечатания — еще одного важнейшего для истории лютеранства события. Финальная часть симфонии представляет собой самостоятельную кантату в девяти частях на тексты из Библии. В ее основе лежит тема хорала «Alles was Odem hat, lobe den Herrn!». При жизни композитора симфония пользовалась огромной популярностью, сегодня же в концертных программах она встречается не часто, и концерт в соборе святых Петра и Павла — уникальная возможность услышать одно из лучших сочинений, созданных в русле и во славу Реформации.
Государственный академический Московский областной хор имени А. Д. Кожевникова
Камерный оркестр "Инструментальная капелла
Ансамбль Collegium Musicum
Художественный руководитель и дирижер — Олег Романенко