Научно-практическая конференция «Протестантизм в России: традиции и тенденции современного развития»
Обзор события Научно-практическая конференция «Протестантизм в России: традиции и тенденции современного развития» (oрганизатор: Некоммерческое партнерство «Гильдия экспертов по религии и праву»)1 ноября 2012 г. в Институте Европы РАН состоялась научно-практическая конференция «Протестантизм в России: традиции и тенденции современного развития», приуроченная Дню Реформации. Организаторами выступил Центр по изучению проблем религии и общества Института Европы РАН совместно с Гильдией экспертов по религии и праву.
Проф. А. А. Красиков поприветствовал участников, сказав о важности диалога между конфессиями и о том, что если брать исторически, то протестанты первыми выступили за диалог.
Модератором конференции был ведущий научный сотрудник Института Европы РАН, эксперт Независимой исследовательской службы «Среда», Роман Лункин. С помощью слайдов он ознакомил присутствующих с новейшими социологическими исследованиями, которые касаются религиозной жизни России. Согласно опросам, по-прежнему подавляющее большинство россиян назвало себя православными — 41, 1% , а количество протестантов составило 0, 3%... Впервые было зафиксировано большое количество «просто христиан» — 4,1%, по мнению Лункина, часть из них тоже можно отнести к протестантам.
Протестанты больше всего занимаются благотворительностью, уважают закон и готовы вести предпринимательскую деятельность. Протестант — это добропорядочный, законопослушный гражданин средних лет со средним достатком. Протестантам свойственна организованность религиозной жизни. Такая группа могла бы стать «опорой любого государства», отметил Роман Лункин.
С докладом также выступил советник Комитета Госдумы РФ по связям с общественными объединениями и религиозными организациями Степан Медведко. Он посетовал на то, что большинство россиян не знает, что есть День Реформации. Координационный Совет глав протестантских церквей ослабил свои позиции. «Протестанты должны возвысить свой голос в России», сказал докладчик. Он также порекомендовал лютеранским организациям позаботиться о своих имиджевых позициях. Он упрекнул лютеранские организации, что они не поддержали РПЦ в связи с делом «Pussy riot». Значит ли это, что они согласились с этим непотребством, которое было в храме Христа Спасителя? Не был услышан и голос лютеранской Церкви по крестоповалу.
Заместитель председателя Российского объединенного союза христиан веры евангельской Константин Бендас сказал, что мусульман становится все больше, поэтому христианам России грех не объединять усилия. Есть множество проектов, когда можно консолидировать свои усилия: ежегодный Евангельский собор, День Реформации и др.
Профессор С. Б. Филатов выразил мысль, что протестантизм живет в некоем параллельном мире. Общество отмахивается от протестантов, СМИ неинтересны дискуссии вокруг протестантизма. Хотя протестантизм в России экономически самостоятелен, социально организован и является одним из самых динамичных религиозных движений.
С небольшим докладом выступил и Руководитель Отдела внешних церковных связей РС ЕХБ Виталий Власенко. Он сказал, что Реформация принесла дух свободы, а именно дух свободных личных отношений с Богом. Это воплотилось в реальной жизни, и это стоит ценить и развивать дальше.
Выступали представители многих других протестантских церквей, союзов, ассоциаций. Отмечалась активная социальная работа российских протестантов, особенно это касается благотворительности и организации реабилитационных центров. В то же время, отмечалась разобщенность протестантов, часто идут споры между собой, вместо того, чтобы делать общее дело. Отмечалось неблагоприятное отношение власти на местах. Если на федеральном уровне все вроде неплохо, то в отдельных регионах российские протестанты являются социальными изгоями. Тем не менее, важно осознать, что верующих у нас меньше, чем на западе. И как раз протестанты могут помочь нашему обществу осознать, что такое вера.
Несмотря на некоторые пессимистические настроения относительно состояния протестантизма — малого количества, минимального влияния на общество и недружелюбия со стороны власти, один из участников выразил важную мысль: «Мы живем в то время и в такой стране, в которую поместил нас Господь. Не стоит жаловаться на наше малое количество. Нас столько, сколько нужно. Вопрос только в том, насколько та или иная религиозная организация российски настроена. Сколько она делает для России?».
Такие конференции — это отличная площадка для дискуссии, а также прекрасная возможность для протестантов заявить о себе, по крайней мере, в академическом и правозащитном обществе.
Андрей Рябенко, специально для христианского информационно-просветительского портала словодлятебя.рф
Россия перед лицом Реформации.
Тенденциям современного развития российского протестантизма была посвящена конференция в Институте Европы РАН.
Протестантские церкви в постсоветское время стали важным элементом не только религиозной жизни России, как это было еще со времен Ивана Грозного, но и политики, и экономики. Евангельские церкви уже фактически заняли то место в обществе, на которое претендовали в итоге своей успешной миссионерской деятельности в
Проблемы самосознания протестантизма, роли евангельского движения в обществе были подняты в ходе научно-практической конференции «Протестантизм в России: традиции и тенденции современного развития», которая состоялась 1 ноября в Институте Европы РАН в Москве. «День Реформации» в Институте Европы был приурочен к 31 октября — в этот день в 1517 году Мартин Лютер прибил свои знаменитые 95 тезисов к воротам церкви в Виттенберге. В конференции приняли участие представители практически всех протестантских направлений, существующих в России: нескольких лютеранских юрисдикций, методистов, баптистов, пятидесятников, евангельских христиан, адвентистов, реформатов.
Руководитель Центра по изучению проблем религии и общества Института Европы РАН профессор Анатолий Красиков, открывая форум, подчеркнул, что после столетий нетерпимости в отношениях между христианами разных конфессий принципиальное решение о налаживании диалога было принято на Втором Ватиканском соборе. Однако само понятие «межрелигиозный диалог», которое является ключевым для современного мира, было «открыто» именно в протестантской среде. В этот процесс включилось и официальное православие. Как отметил Красиков, глава ОВЦС МП митрополит Иларион не раз заявлял, что диалог о единстве ведется с трудом, и приведет ли он к каким-либо результатам — неизвестно.
В качестве импульса для дискуссии и обсуждения значения неправославных церквей в России Роман Лункин, ведущий научный сотрудник Института Европы РАН, представил итоги масштабного проекта АРЕНА (Атлас религий и национальностей, опрос по методике МегаФОМа, репрезентативная выборка по всем субъектам РФ (56 900 человек по всей России, до 800 человек по каждому региону, май-июль 2012). Согласно этому опросу, протестантами себя назвали 0,3 % населения РФ в целом, при этом «просто христианами» считают себя 4,1 % (до трети «просто христиан» также, скорее всего, можно отнести к протестантам в силу особенностей самоидентификации членов евангельских церквей). В рамках проекта АРЕНА службой «Среда» было задано три вопроса: о вероисповедании и убеждениях, о религиозной практике и мировоззрении. По словам Лункина, впервые столь разработанная анкета, касающаяся религии, предлагалась респондентам по всей стране и в каждом субъекте РФ. Кроме того, опции заставляют отвечающего выбрать конкретное исповедание, а не теоретически заявить о том, что «я православный» или же «нет». «Именно потому и получились такие неоднозначные результаты, — сказал Роман Лункин, — даже небольшой процент в группах неправославных, полученный по России в целом очень ценен: 0,3 % — это совсем немало, учитывая, что опрос не является переписью населения, и что в массовом сознании протестантской традиции почти нет».
Протестантская группа лидирует в ответах на вопросы об участии в религиозной жизни — евангельские верующие намного чаще выбирали варианты «я являюсь прихожанином», «я читал Евангелия», «я молюсь» и т.д., чем православные. Помимо этого, протестанты, согласно данным опроса, в наибольшей степени готовы к самопожертвованию, благотворительной работе, к участию в гражданской, волонтерской деятельности. Опрос также позволил составить социально-демографический портрет «среднего» российского протестанта: это «добропорядочный законопослушный гражданин от 18 до 40 лет со средним достатком», в основном — русский (79 % русских, 4 % немцев). Такая группа могла бы стать «опорой любого государства», как потенциальный зажиточный средний класс. Однако, отметил Лункин, другой вопрос — понимает ли это власть, и как на самом деле относятся к этой категории верующих. Роман Лункин также представил данные минюста РФ — по состоянию на 4 сентября 2012 г., в России зарегистрировано 24 992 религиозных объединения, из которых протестантских около 4,5 тысяч. В реальности же, по словам Лункина, протестантских общин в два раза больше, потому что многие из них опасаются регистрироваться, боясь контроля со стороны властей, а многие церкви органы власти сами не регистрируют. Лункин отметил новую тенденцию: в 2012 году впервые число зарегистрированных мусульманских религиозных организаций превысило количество протестантских, тогда как ранее по численности объединений в списках минюста РФ на втором месте после православных всегда стояли протестанты. Численность протестантов, по оценке Лункина, медленно, но постепенно растет — с конца
Советник Комитета Госдумы РФ по связям с общественными объединениями и религиозными организациями Степан Медведко отметил, что российское общество больше знает о Хэллоуине, чем о Дне Реформации. По его словам, протестанты — это часть общества, которая воспринимает Россию как часть Европы, как часть мирового наследия и культуры. Медведко особо выделил «конструктивный диалог», который налажен между властями и Консультативным советом лидеров протестантских церквей: «Голос этой организации слышен, совет способен отстаивать интересы протестантов, а представители этого совета входят в Совет при президенте РФ по взаимодействию с религиозными объединениями и в Экспертный совет профильного Комитета Госдумы РФ. Между тем, лютеране не представлены в совете в силу разногласий между собой». Медведко заметил, что лютеранам «надо договориться между собой» и выйти на более высокий уровень представительства. Помимо этого, он призвал искать формы популяризации протестантизма в рамках художественных, культурных мероприятий, ведь степень слышимости протестантов в обществе меньше, чем иудаистов или старообрядцев, хотя их примерно столько же: «Почему, например, лютеранские организации не поддержали РПЦ в связи с делом „Pussy Riot“? Значит ли это, что они согласились с этим непотребством, которое было в храме Христа Спасителя? Мы не услышали и голос лютеранской Церкви по крестоповалу».
Медведко предложил лютеранским церквям, у которых есть свои исторические здания, подключиться к федеральной программе «Культура России», которая может помочь им в реставрации памятников культуры.
Советник департамента правительства Москвы по межрегиональному сотрудничеству, национальной политике и связям с религиозными организациями Вероника Кравчук подчеркнула «мощный потенциал» протестантов, отметив, что в ходе работы в бывшей Академии госслужбы была поражена тем, насколько членство в евангельских церквях меняет судьбы людей. Кравчук призвала протестантов активнее заявлять о себе, идти в политику, и тогда «критическая масса может изменить ситуацию».
Епископ Константин Бендас, заместитель председателя Российского объединенного союза христиан веры евангельской (РОСХВЕ) прочитал участникам конференции протестантский гимн и выразил надежду, что 2017 год, когда весь мир будет праздновать
Руководитель Отдела внешних церковных связей РС ЕХБ Виталий Власенко говорил о духе Реформации в Европе: люди, которые пережили Реформацию, по его словам, ценят дух и личность, свободу человека. Молодежь сегодня выбирает евангельское христианство потому, что «это прозрачное, демократическое мировоззрение, персональное поклонение Богу, высвобождение потенциала каждой личности». Смысл Реформации, отметил Власенко, состоит в возвращении первоначального смысла Евангелия и свободы.
Глава администрации начальствующего епископа Российской Церкви ХВЕ Иван Боричевский передал всем приветствия от лица епископа Эдуарда Грабовенко (в РЦ ХВЕ входит около 2 тысяч пятидесятнических общин и групп). По его словам, протестанты — это «патриоты своей страны и часть общества, в таком духе церкви воспитывают своих прихожан». Однако нападки на протестантов не прекращаются. Боричевский привел пример бывшего ДК имени Ленина в Перми, который Церковь ХВЕ «Новый Завет» приобрела в полуразрушенном состоянии, долго судилась за право владеть этим зданием — теперь ДК отреставрирован, в различных кружках там занимается более 30 детей, но опять поднимается вопрос о том, чтобы отобрать здание у церкви.
Адвокат Инна Загребина, председатель правления Гильдии экспертов по религии и праву, пессимистично отметила, что сейчас авторы многих законопроектов продолжают делить церкви на привилегированные и нет, а протестанты не попадают в число «исторически признанных религий». Таким образом, Россия может вернутся во времена царского строя.
Общество не осознает присутствия протестантов и отмахивается от них, отметил социолог религии, руководитель проекта «Энциклопедия современной религиозной жизни России» Сергей Филатов. Несмотря на небольшой процент протестантов в опросах, их роль значительное больше — это самое молодое, самое экономически активное и самое ответственное движение, считает ученый. Евангельские верующие есть практически среди всех этнических групп России, есть и национальные церкви и национальные пасторы. Фактор протестантизма особенно важен в современных реалиях России. По словам Филатова, «несмотря на сравнительно низкую религиозность российского населения, малочисленность регулярно практикующих верующих по сравнению с громадным большинством других европейских стран, религиозные организации являются более, а не менее, важным субъектом гражданского общества. Причина этого в том, что другие институты гражданского общества — политические, благотворительные, профсоюзные и т.д. и т.п. — развиты еще меньше. На этом безрыбье даже какой-нибудь религиозный карась играет роль акулы. Взаимная солидарность и социальное служение развиты у протестантов в большей степени, чем у других религиозных групп и это также делает их более значимым субъектом гражданского общества, чем можно было бы судить по их численности».
Конференция стала местом встречи самых разных деноминаций и направлений: пастор Павел Крылов, который зачитал текст приветствия предстоятеля Лютеранской Церкви Ингрии епископа Арри Кугаппи и сделал подробный доклад об истории этой Церкви в России, представитель Сибирской Лютеранской Церкви (Новосибирск) Павел Храмов передал приветствие от епископа СЕЛЦ Всеволода Лыткина, заместитель ректора семинарии Российской объединенной методистской Церкви Виктор Фомин передал приветствие от уходящего в отставку епископа РОМЦ Ханса Вяксби и недавно избранного епископа Эдуарда Хегая. Павел Орехов, начальствующий епископ Христианской Евангельской Церкви (Красноярск), отметил, что протестанты всегда были примером служения обществу, пытались найти свою нишу, во времена Пашкова организовывали социальные проекты, в советские времена во главе с Прохановым создавали коммуны, «и, возможно, в период перехода от тоталитарного к демократическому режиму у власти появится желание использовать потенциал евангельского движения».
Перед собравшимися также выступили: пастор Дмитрий Лотов, епископ Евангелическо-Лютеранской Церкви Аугсбургского исповедания России Константин Андреев, президент Западно-Российского союза Церкви христиан адвентистов седьмого дня Олег Гончаров; президент Ассоциации Церквей евангельских христиан Валериан Тэн, социолог Ремир Лопаткин, социолог, сотрудник Службы «Среда» Евгений Новичихин, юрист Светлана Нуждина, председатель Ассамблеи пресвитерианских церквей России Владимир Ли и другие. Свои приветствия прислали и. о. Архиепископа Евангелическо-Лютеранской Церкви Европейской части России Дитрих Брауэр и пастор Мэттью Хайзе, представитель Лютеранской Церкви Миссури Синод в России.
Ведущий конференции Роман Лункин также предлагал выступить присутствовавшему на конференции известному баптистскому деятелю Юрию Кирилловичу Сипко, но тот деликатно отказался: как отметил Лункин, одно произнесение имени Сипко уже заставляет вспомнить о проблемах, которые испытывают верующие, о власти и ее природе, о политике и протестантских лидерах.
Протестантские церкви раздроблены, а многие лидеры не могут между собой договориться, но в этом разнобое и многообразии также кроется сила евангельского движения. Его развитие сложно уловить, его невозможно контролировать полностью. По основным мировоззренческим позициям протестанты едины — это консервативная в отношении соблюдения библейских ценностей, демократически настроенная и предприимчивая часть общества, социальное служение в которой осознается как долг верующего. Стереотипы, связанные с протестантами и другими верующими, идут еще из советского времени, из советской «антисектантской» пропаганды. Общество сложно и медленно освобождается от этих фобий, давая шанс евангельским верующим занять то место, которого они достойны.
Денис Грязев, ответственный секретарь Гильдии экспертов по религии и праву, для «Портала-Credo.Ru».